Энциклопедии



Праздник 23 июня - День балалайки - международный праздник музыкантов-народников

Праздник 23 июня - День балалайки

23 июня в России отмечается День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный. Пока ещё праздник неофициальный, но отмечается он широко и активно – ведь его инициаторами стали сами музыканты-народники, а им ничто не мешает праздновать День балалайки весело и интересно, устраивая концерты и публичные выступления в разных городах России.

Как был основан День балалайки

Возможно, основать этот праздник хотелось бы многим, но предложил это сделать один человек – Дмитрий Белинский, в своё время основавший и клуб музыкантов-народников. Кроме того, что он балалаечник-виртуоз и Президент основанного им клуба, он ещё и заслуженный артист РФ; клуб был им организован ещё в 1992 году, а впервые праздник отметили в 2008 году – это совпало с двумя значимыми для народников юбилеями.

Тогда первому упоминанию о балалайке в исторических документах исполнилось 320 лет, а также 125 лет с тех пор, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому российскому дворянину, которому была небезразлична русская музыка и русская культура. Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто любил играть на балалайке – потом из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир почти не знал о балалайке, но в 1889 году кружок Андреева выступил в Париже, на Всемирной выставке, и получил признание и небывалый успех.

История балалайки – некоторые моменты

Но расскажем немного и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки. В конце 60-х годов XX века был найден интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играя на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, стоявших на карауле – их задержали и отвели в приказ. Примечательно, что причиной задержания стало не только оскорбление стрельцов, но и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ государя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше. В 1688 году царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; однако особых преследований балалаечников тоже не наблюдалось – видимо, игра на данном инструменте преследовалась лишь в том случае, если поведение было слишком уж «наглым».


Ещё один момент: церковь тогда тоже не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и считали народную музыку весьма вредной для умов. И, хотя в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты активно изготавливались, и мастеров, работавших над их созданием, появилось много, позже церковь объявила их «бесовскими» и «диавольскими».

Что же это за инструмент - балалайка, и каким образом она появилась в России?

Инструмент этот приводит в удивление многих иностранцев: когда они слышат игру на балалайке, то восхищаются, а когда начинают рассматривать инструмент, никак не могут понять, каким образом посредством всего трёх струн получаются такие сложные мелодии – ведь на балалайке талантливый музыкант может исполнить произведение любого композитора, и даже сложные классические произведения. Не случайно и в Европе, и в США музыкальные коллективы балалаечников всегда имеют успех – балалайку там хотят слушать снова и снова.

Точно никто не может сказать, как балалайка пришла на Русь, и поэтому версии её происхождения есть разные. Так, некоторые специалисты утверждают, что это типичный русский инструмент, но другие исследователи считают её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент. Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а затем приспособлена к местным традициям. Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, скорее всего, нет: именно балалайка может в точности передавать характер нашего народа, его душу и то, чего не понимает ни один иностранец – сегодня это называют «загадочным русским менталитетом».

Балалайка - признание в России

Популярность балалайки в России росла быстро, и из народной среды выходили настоящие великие музыканты, талантливые и виртуозные исполнители-балалаечники. Это тем более удивительно потому, что конструкция инструмента крайне проста: в XVIII-XIX веках купить балалайку можно было в любой лавке, да и сделать её самому, приложив немного усилий, тоже не составляло особого труда – поэтому балалайка и получила столь широкое распространение в народе.

Эксперты музыкальных дел относят балалайку к семейству лютни – известного с древних времён струнного инструмента. Считается, что предки лютни появились ещё во времена древних египтян, а впоследствии от них произошли многие музыкальные инструменты, и в том числе гитара и балалайка, однако последняя выделяется своей неординарностью.

Инструмент этот считается символом русской музыки: на грифе, отходящем от простого деревянного треугольного корпуса, есть лады и струны – струн всего три, но звучит балалайка очень тонко и светло – узнать её по звуку можно среди целого оркестра любых музыкальных инструментов.


Благодаря широкому тональному диапазону – это лучше могут понять музыканты, - исполнять на балалайке можно самые разные произведения, и даже очень сложные, но при этом простота использования и изготовления инструмента делает его уникальным. Размеры балалайки невелики, и её легко носить с собой – специальных приспособлений не требуется.

Великий «балалаечник» Василий Андреев

В конце XIX века балалайку усовершенствовали. Занимался этим как раз Василий Андреев: хотя его мать происходила из известного дворянского рода, и лучшим музыкальным инструментом считала рояль, сыну это не помешало всей душой полюбить народную музыку. Он первым из аристократов выступил с балалайкой на сцене, и тогда инструмент заметили все – интерес к нему в обществе развился необычайный. Все вдруг «разобрались», что на балалайке очень легко играть, но при этом можно исполнять практически любые музыкальные произведения, и после этого стали появляться нотные издания для неё, и многим людям захотелось учиться – раньше такое было немыслимо.

Андреев был удивительно талантливым музыкантом и композитором, и часто ездил со своим оркестром не только по России, но и по Европе, и всякий раз их успех был огромным. Он работал и в другом направлении: учил играть на балалайке гвардейцев в императорских войсках. Оркестр Андреева воспринимался населением других стран, как особенность чисто русской культуры, но после гастролей этого оркестра за рубежом музыкальные коллективы русской направленности возникли в Германии, Франции, Великобритании и США.

В России же балалайка, благодаря Андрееву, стала самым популярным народным инструментом: появилось множество исполнителей-виртуозов, и целые народные оркестры. И уже после 1918 года, когда Андреева не было в живых, его дело не заглохло и не остановилось: в России начали открываться мастерские и целые фабрики, выпускающие русские народные инструменты; композиторы стали писать для этих инструментов произведения; появилось ещё больше народных оркестров и ансамблей.

Кроме Андреева, усовершенствованием балалайки, как и других народных струнных инструментов, занимался уникальный русский мастер С.И. Налимов: он изготавливал балалайки, домры, гусли, причём делал это гениально, и поэтому получил прозвище «балалаечного Страдивари».

Сейчас праздник балалайки отмечается не только в России, но и в странах СНГ – в Казахстане, Беларуси, а также в Украине; в странах Европы, в США и Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии. В Крыму в июне ежегодно проводится праздничный фестиваль, посвящённый балалайке и другим струнным народным инструментам: в течение всего месяца в Севастополе и других городах выступают с концертами музыканты-народники, а 23 июня организуется большой гала-концерт. Балалайка сегодня пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше, и это не может не радовать всех, кому не безразлична русская национальная культура. Мы желаем празднику балалайки совершенствования и успеха, а великой русской культуре – развития и процветания.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Быть красивой - легко! Рассылка www.InFlora.ru
Подписаться письмом


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте