Вам будет интересно



Икебана: история, принципы создания, стили

Икебана: история, принципы создания, стили

Гармония – цель всех народов и конфессий. Однако путь к ней прокладывают, ориентируясь на список определенных жизненных ценностей и особенностей восприятия мира. Так, индийцы, приверженцы аюрведы, строго следят за пищевым рационом и медитируют, дабы приобщиться к Божественной Истине. Христиане ищут правду в смирении, отвечая на зло добром. А вот мудрые японцы-буддисты достигают согласия с природными силами посредством прямого взаимодействия с ними. Наиболее красноречиво подход к гармонизации собственного бытия демонстрирует искусство создания цветочных композиций - икебана. Чем же так привлекает островитян своеобразное общение с растениями, и действительно ли оно является прямой дорогой к балансу физической и духовной энергий в человеке?

История икебаны

В переводе с японского языка слово «икебана» означает «жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» – жизнь, «бана» – цветы). Однако не правы те, кто утверждает, будто происхождение искусства формирования букетов берет свое начало в Стране восходящего солнца. На самом деле исторической родиной икебаны является Индия: здесь традиция возложения на алтарь в храмах цветущих растений олицетворяла собой преклонение простых смертных перед лицом Высшей справедливости. После национальный обряд переняли жители Поднебесной, а приблизительно в VI веке искусство составления композиций из цветов попало на японскую землю вместе с буддизмом. Только спустя четыре столетия икебана пробрела современные черты, но продолжала носить чисто религиозный характер. Букеты вышли за пределы священных зданий лишь в XV веке. С этого момента  создание цветочных композиций превратилось в светское занятие. Правда, пока икебана была прерогативой исключительно богатых слоев населения.


Надо отметить, что цветочное искусство не стояло на месте, подвергаясь непрерывной коррекции в сторону упрощения. Большую роль в этом процессе сыграл правитель Йошимаза. Кстати, именно он открыл доступ к традиционному занятию обычным людям.  Сегодня икебана продолжает наполнять жизнь японцев особым смыслом. Нынешняя эпоха накладывает свой отпечаток на стиль цветочных композиций: классическая безмятежность постепенно уходит в прошлое, уступая место динамичным, более эмоциональным формам. Но, как и прежде японские букеты не являются предметами декора - это отражение философского взгляда на мир.

Принципы создания и школы икебаны

Россия познакомилась с цветочным искусством в 1968 году, во времена СССР. Конечно, у нас такой популярностью, как в Стране восходящего солнца, составление композиций из цветов не пользуется, но все же находятся любители, с удовольствием вкладывающие в создание букетов душу.

Итак, для того, чтобы получить удивительный дизайнерский элемент, коим являются растения в вазе, необходимо уяснить некоторые принципы. Классическая икебана представляет собой живую конструкцию ассиметричной треугольной формы, то есть состоит из трех элементов. Первый, «син», самая длинная сторона фигуры – является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикае», самая короткая сторона – означает землю, место обитания рода человеческого. И, наконец, последняя составляющая букета «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов – не что иное, как остов икебаны.

Но на этом создание композиции не заканчивается, ведь между основными ветками нужно еще поместить дополнительные растения – дзюси. Форма букета может быть либо наклонной, либо прямостоячей. Залог успеха икебаны – правильно подобранная главная ветка, а также максимальная изогнутость цветочной композиции.

Только что вы узнали о принципах современной школы цветочного искусства с романтичным названием «Трава и луна», по-японски Согэцу. Её возникновение относится к началу XX столетия. Основателем школы является скульптор Софу Тэсигахара. Помимо растительных компонентов включают в букеты искусственные дополнения типа камней и тканей. Кроме интерьера цветочные композиции школы Согэцу украшают метро и скверы Японии.

Чуть раньше, в конце позапрошлого века под влиянием иностранных культур образовалась школа Охара, названная так по имени своего создателя – Унсина Охары. Данное направление цветочного искусства наравне с новыми веяниями вобрало в себя и опыт прошлых поколений. Особенностями такой икебаны являются, в частности, букеты в длинных узких сосудах и растения в приземистых широких контейнерах.

Базовая и самая древняя - школа Икэнобо, первые камни фундамента которой были заложены больше десяти веков назад. Родоначальник сего направления – представитель буддийского духовенства Икэнобо Сэнкэй. В школе царствуют преимущественно старые стили икебаны, использовавшиеся с целью убранства храмовых помещений, сочетающие консерватизм с превосходством природы над человеком.

Но какому направлению не принадлежал бы икебанист, он просто обязан придерживаться определенных заповедей, в особенности - следующих трех:

  • Мысленно беседовать с растениями, из которых формируется композиция;
  • Видеть в букете в первую очередь музыку души девственной природы;
  • Вдумываться в символический смысл каждой икебаны.

Только так можно найти общий язык с миром, созданным Богом.

Стили цветочного искусства

Существует множество способов оформления букета в соответствии с японской традицией. Однако стоит обратить внимание на четверку основных стилей икебаны, каждый из которых обладает уникальными чертами.


Рикка

Рикка – пришел в Японию вместе с буддийскими догматами. Является порождением старинной школы Икэнобо. Использовался для украшения храмов и священных скульптур, изображающих Будду. Был достаточно актуален в 17 веке, в настоящее время применяется большей частью в религиозных обрядах. Среди его особенностей можно назвать вертикальное устремление составляющих букет растений, присутствие хризантем.

Дзюика

Дзюика – неклассический или свободный стиль. Детище цветочных дел мастеров, отказавшихся в 30-е гг. прошлого века от канонов традиционного искусства создания букетов. Представляет собой удачные комбинации природных элементов с искусственными деталями. Дзюика формируется с учетом цветового контраста и находит отклик в сердцах жителей Европы.

Морибана

Морибана – ландшафтный стиль. Вызывает ассоциацию с природным пейзажем, только малого формата. Появился меньше века назад и сразу же привлек внимание лиц, начинающих знакомство с искусством составления букетов ввиду своей простоты. В морибане делают упор на зелень, которую помещают в необычные широкие емкости, закрепляя специальными металлическими держателями.

Нагэирэ

Замыкает квартет нагэирэ или, по-другому, хейка. Подарил его человечеству XVI век, наделив простотой и глубоким философским смыслом. Композиции в стиле нагэирэ призваны продемонстрировать значимое место каждого элемента в природе. Наверное, поэтому чаще всего хейка представлен одиноким цветком.  

Лаконичные и восхитительные, икебаны дарят созерцающим их людям покой и тихую радость. Своеобразными букетами цветов можно любоваться только молча, иначе не почувствуешь себя частью Мироздания. Не зря ведь мастера создают растительные композиции также без единого слова… 

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал www.inflora.ru обязательна!


Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал www.inflora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте