Вам будет интересно



Батик: история творчества, виды. Инструменты и материалы для батика

Батик: история творчества, виды. Инструменты и материалы для батика

Мы живем в мире цветных вещей, нередко сами превращаясь в художников. А все потому, что на планете царствует свобода мысли, у каждого из нас есть множество интересов и хотя бы одно творческое хобби. Да и природа своими яркими красками вдохновляет на создание чего-нибудь выделяющегося из пестрой массы человеческих творений. Не обходит стороной данный принцип и предметы гардероба.

История возникновения

Милое слово «batik» имеет индонезийское происхождение и переводится на русский язык как «капля воска». Столь незаурядное значение легко объяснимо - это станет понятным, если познакомиться с технологией осуществления покраски материала данным способом. Чтобы получить ткань, декорированную в стиле батик, необходимо действительно вооружиться воском или парафином: покрыть некоторые участки ее препятствующим проникновению краски составом, затем произвести окраску полотна с тем расчётом, чтобы защищенные места остались неизменными. Таким образом, на материале выходит заранее продуманный узор – надо сказать, смотрится весьма оригинально.

Название техники  вводит неискушённого читателя в заблуждение, якобы указывая на место происхождения батика. Однако его родиной является вовсе не Индонезия, а Китайская империя, возраст же исчисляется тысячелетиями. В Поднебесной умельцы изобрели наилучший для окрашивания в стиле батик материал – знаменитый китайский шелк, сводящий с ума модниц всего мира. Кстати, именно благодаря шёлку своеобразная техника декорирования ткани прижилась, распространилась по планете и не собирается покидать пьедестал популярности по сей день. Китайцы использовали воск для формирования неокрашенных узоров, а ткань с нанесенным на нее составом погружали в ёмкость с краской.


Не меньше уважали батик в другой восточной стране – Индии. Но методы работы с тканью у родоначальников буддизма были несколько иными: индийцы пользовались деревянным штампом или кистью. В коллекции индийских технологий ручной росписи тканей числятся также портретная каласкари, жгутная лахерия, узелковая бандана, метод набойки.

Японское видение батика было идентично китайскому, однако сюжеты, изображенные на тканях, носили ярко выраженный национальный характер. Совершенной индивидуальностью обладали расписанные индонезийцами ткани, на которых всегда присутствовало много синего цвета и различных оттенков рыжего. Вместо воска мастера, давшие имя удивительной технике, использовали рисовую пасту.

Развитие батика в Европе происходило по следующей схеме: Голландия, Великобритания, Германия. Последнее государство в настоящий момент времени остается лидером в сфере «раскрутки» необычного вида прикладного искусства. Россия познакомилась в батиком лишь в XX веке. Из-за «железного занавеса» отечественный путь данной техники был полон трудностей, зато в умных головах русских изобретателей родилась идея качественно нового типа батика – холодного, гораздо более удобного в выполнении.

Виды батика

Раз уж мы заговорили о методах окрашивания ткани, не лишним будет их конкретизировать и рассмотреть несколько подробнее.

Первым список основных видов оригинальной техники открывает горячий батик. В сущности, с него все и началось много тысяч лет назад. В качестве резервирующего состава используют расплавленный воск или парафин. Наносят его на хлопковую ткань при помощи инструмента чантинга. Если же отойти от традиций, можно с таким же успехом употребить для этих целей любые подручные средства: штампы, кисти и пр. Резерв наносят один и более раз в зависимости от того, какой эффект стремятся получить. Снимают восковой налет посредством глажки окрашенной ткани, предварительно «закутав» ее с обеих сторон бумагой. Роспись материала производится за счет послойного окрашивания.

Холодный батик в отличие от горячего не требует использования воска. Для его осуществления применяют специальную резервирующую смесь. Она создает четкие замкнутые контуры деталей рисунка, позволяя работать с тканью без опасений растекания красок. Резервирующий состав готовят на бензиновой или резиновой основе. Первый жидкий, наносится на ткань стеклянной трубочкой. Второй имеет густую консистенцию, обычно выпускается в тубе с удлиненным носиком. Как правило, в стиле холодный батик расписывают шелковые ткани, но это необязательное условие. Краски должны быть анилиновыми – они предназначены специально для работы в данной технике.

Самым оригинальным по праву считается узелковый батик. Здесь балом правит исключительно фантазия мастера. Суть техники узелкового батика заключается в том, что ткань нужно особым образом – целенаправленно или спонтанно – скрутить, перевязать лентами, нитками, веревками, завязать узлами, обернуть в нее различной формы предметы, а затем в подготовленном состоянии опустить в емкость с горячей краской и варить на медленном огне. Материал для подобных экспериментов можно брать любой  натуральный. Важно при осуществлении данной техники дождаться абсолютного высыхания изделия, и лишь потом развязать узлы.


Довольно интересен свободный батик, также требующий от мастера полета мысли. Чтобы расписать ткань в данном стиле, пользуются масляными или анилиновыми красками. Как вариант нередко применяют солевую технику свободного батика. Раствором  обычной поваренной соли пропитывают материал перед окрашиванием или добавляют жидкость непосредственно в краситель. Это делается для того, чтобы уменьшить степень возможной растекаемости красок и почувствовать себя настоящим живописцем, свободно манипулируя кистью, не боясь переборщить с интенсивностью цвета.

Инструменты и материалы

Ввиду многообразия техник росписи тканей арсенал орудий творческого труда довольно внушителен. Но я перечислю только самые необходимые инструменты и материалы, то есть базу, без которой выполнение домашних текстильных художеств невозможно.

Главным элементом данного вида прикладного искусства является, кончено же, ткань. Выше неоднократно делался упор на материалы природного происхождения. Почему? Дело в том, что такие ткани лучше впитывают краски, дольше держат рисунок и более удобны для начинающих мастеров. Подойдут х/б, шелк, шифон, креп-сатин, бязь.

Второй по значимости инструмент – краски.  Рекомендуется воспользоваться специальным набором парозакрепляемых красок для батика, который можно приобрести в художественном магазине. Выбирая между отечественными и зарубежными красителями, отдайте предпочтение второму варианту из-за более высокого качества. Роспись ткани невозможно осуществить без кистей. Для батика подойдут колонковые или беличьи какого-угодно размера.

Художник закрепляет холст с помощью мольберта, а мастеру по ручному окрашиванию тканей понадобится рама. На первых порах ее роль может выполнять рамка для фото, но в будущем все равно придется приобрести специальное приспособление.

Батик обещает скрасить досуг любого хоть мало-мальски творческого человека, а его гардероб снабдить одеждой оригинальной, неповторимой расцветки. Если вы цените собственную индивидуальность и стремитесь к ней всей душой, техника ручной росписи ткани подойдет вам просто идеально!

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал www.inflora.ru обязательна!


Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал www.inflora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте