Вам будет интересно



Гиперактивный ребенок: понятие, причины, отличия от активных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком

Гиперактивный ребенок: понятие, причины, отличия от активных детей. Как вести себя с гиперактивным ребенком

Каждый ребенок индивидуален, уникален как во внешности, так в поведении. Но мы привыкли разделять всех детей на тихих, спокойных и шустрых, неуправляемых. Большинство мам бойких детей считают их гиперактивными. Но многие из них заблуждаются. Хотя, на данном временном этапе наблюдается увеличение случаев детской гиперактивности. Откуда она берется и как понять, что это именно она? Адекватно активный и гиперактивный ребенок ведут себя по-разному. Поэтому не стоит поднимать панику раньше времени. Разберемся в определении гиперактивности и выявим особенности гиперактивных детей.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность – это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка. Говоря проще, такой малыш не может сидеть на месте, постоянно находится в движении, при этом все его действия спонтанны и непоследовательны. Часто такое состояние сопровождается дефицитом внимания. Этот синдром начинает явно проявляться в возрасте 2 лет, набирая обороты к школьным годам. На учебных занятиях эти дети неспокойные, недисциплинированные, также могут проявлять необоснованную грубость и агрессию. С возрастом поведенческая картина сглаживается и не доставляет особых неудобств окружающим. Тем не менее, остается  импульсивность и дефицит внимания.

Вопросом об гиперподвижности начали заниматься ученые врачи около 150 лет назад. По сегодняшний день не составлено и не утверждено конкретной клинической картины данного явления. Зато, известно о кризисном, критическом периоде, когда феномен наиболее ярко проявляется. Наблюдается это в возрасте 6-7 лет, когда умственная деятельность подвергается повышенной нагрузке. Врачам свойственно охарактеризовывать подобное состояние, как «легкая дисфункция мозга», то есть мозг не справляется с резко усиливающимися нагрузками.


Причины гиперактивности

Отчего так происходит? Каковы истинные причины гиперактивности? В этом вопросе окончательная точка не поставлена, хотя и выделено не мало факторов, располагающих к этому. Можно выделить три группы причин: биологические, генетические, психосоциальные.

К первой относится предположение, что к гиперактивности приводит нарушение в работе головного мозга, связанное с его органическим поражением в период внутриутробного развития, родов, первых месяцев жизни. Во время перинатального развития на формирование головного мозга малыша могут повлиять: ярко выраженные токсикозы (особенно поздние), инфекционные и хронические воспалительные заболевания беременной, ушибы живота, курение и употребление спиртных напитков, угроза выкидыша, стрессы. Причиной гиперактивности могут стать стремительные либо очень мучительные роды, ушибы и сотрясение головы в младенческом возрасте.

Генетические факторы предполагают «наследование» синдрома от старшего поколения. Проводится множество исследований, но найти отдельный ген, отвечающий за гиперактивность, пока не удалось.

В основе третьей группы причин заложены факторы, связанные с нарушением психо-эмоционального состояния, и некоторыми особенностями социальной сферы.

Активный и гиперактивный ребенок: отличия

Диагноз гиперактивности точно может поставить только врач, основываясь на результатах диагностики и симптоматике. Но, если знать разницу между заболеванием и нормой, то можно достаточно точно определить состояние ребенка.

Особенности активных детей

  • Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток, познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.
  • Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в одном месте, например, дома. В садике или школе он ведет себя вполне спокойно. Может сложиться и наоборот, дома он будет вести себя тихо, а в школе носиться сломя голову, вертеться на занятиях, не слушать учебный материал.
  • Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.
  • Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.
  • Нарушение сна не наблюдается.

Особенности гиперактивных детей

  • Дети излишне подвижные практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. В течение выбранного промежутка времени можно наблюдать определенную цикличность в поведении: активность – спокойствие – активность и т.д. Всегда время активности в разы превышает время спокойствия.
  • Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение. Будь он дома с родителями, в гостях, школе, детском саду, общественном месте – он активен всегда.
  • Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слов. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает множество вопросов, не дает времени подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы задает просто так, без цели получить на них ответ.


  • Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается, ворочается, плачет.
  • Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум. Из-за своей активности, быстроты не внимателен, при выполнении школьных заданий совершает много ошибок.
  • Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.

Как вести себя с активным ребенком

Чрезмерная активность абсолютно здорового ребенка доставляет много хлопот его родителям. Тут нужен усиленный контроль, внимание и терпение взрослых. Чтобы сгладить острые углы в отношении с активным ребенком нужно предлагать ему свои, более осмысленные варианты активных игр. Например, не бездумное бросание мячика, а настольный теннис;  не просто беганье взад-вперед, а зарядка, танцы под музыку, физические упражнения. Активных детей следует заинтересовать и спокойными занятиями: чтением книг, рисованием. В этом поможет сам ребенок, нужно просто всегда давать ему выбор. Пусть сам выберет жанр книги: стихи, сказки, фентези и т.д. Пусть сам решит, чем будет рисовать: фломастерами, карандашами, красками.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Гиперактивный ребенок должен быть окружен вниманием, любовью. Как и обычных детей его возраста таких ребятишек стоит водить на кружки, спортивные секции, развивающие занятия. При правильном взаимодействии можно получить неплохие результаты, научить ребенка усидчивости, самоконтролю, самоорганизации, улучшить память, внимание. Для достижения этих целей проводят психокоррекционные занятия в интересной игровой форме. Принципы общения с гиперактивными детьми такие же, как и с обычными детками, только помноженные, минимум, на два.  А именно:

  • будьте терпимы к их поведению;
  • объясняйте все быстро, просто, понятно;
  • во время спокойных занятий постарайтесь исключить отвлекающие факторы;
  • почаще хвалите, целуйте, обнимайте их.

Автор: Эльвира Агачева
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал www.inflora.ru обязательна!


Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал www.inflora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте