Энциклопедии



Праздник 24 марта - День штурманской службы ВВС России

Праздник 24 марта - День штурманской службы ВВС России

Профессия штурмана обычно связывается в представлении людей с морем, и в самом начале всё так и было: обучать этому делу в России стали при Петре Великом – известно, что это он основал в Москве знаменитую Навигацкую школу. Создавая это важное учебное заведение, государь вряд ли думал о том, что через 200 лет подобные специалисты будут управлять не только морскими, но и воздушными судами, а их знания и опыт станут – без преувеличения – бесценными.

Как зарождалась штурманская служба ВВС

День штурмана Военно-воздушных сил был учреждён в России в 2000 году: по приказу Главнокомандующего ВВС РФ его решено отмечать 24 марта. Однако создание этой службы началось во времена Первой мировой войны, в 1916 году, и день празднования выбран именно в связи с этим – в этот день был подписан приказ о создании ЦАНС - Центральной аэронавигационной станции.

Боевые действия шли активно, поэтому командованию потребовалась специальная категория лётчиков – наблюдатели, которых позже стали называть штурманами. Именно они занимались воздушной разведкой, а потом стали отвечать за метание бомб и применение другого оружия. Военная авиация быстро развивалась уже в годы Первой мировой: в то время появились такие службы, как инженерно-техническая, радиотелеграфная, аэрофотограмметрическая – занимающаяся обработкой аэрофотоснимков местности, по которым потом топографы составляли карты; метеорологическая и т.д.

В наше время штурманы работают с помощью «умных» приборов, а в начале прошлого столетия им приходилось полагаться только на своё зрение, внимание, память и скорость реакции. В полёте штурман, называемый авианавигатором, должен был уметь направлять полёт по наземным ориентирам, определяя их местоположение по карте – лётчик направлял самолёт туда, куда указывал штурман. В его обязанности также входило обеспечение безопасности полётов: он должен был знать погоду, поддерживать в рабочем состоянии имеющееся на самолётах и аэродромах навигационное оборудование, и уметь его ремонтировать, если оно выходило из строя.


Становление и развитие штурманской службы ВВС России

Количество штурманов в российской авиации росло, но потом началась революция, за ней гражданская война и интервенция – экономика пришла в упадок, и аэронавигация, как и авиация в целом, практически перестали развиваться.

Неразбериха продолжалась до начала 20-х годов: в 1921 году при главном управлении Воздушного Флота была организована аэронавигационная служба, а в отрядах снова появились аэронавигаторы – их было всего несколько десятков, и методы работы у них были те же, что и в Первую мировую войну. Приборов было мало, и даже магнитные компасы, которыми оснащались самолёты, работали плохо, и лётчики на них не надеялись – летать можно было только по линейным и хорошо известным ориентирам.

К середине 20-х начали появляться новые приборы, разработанные талантливыми советскими учёными и инженерами: с их помощью можно было измерять скорость и высоту полёта, определять курс и направление ветра, точнее сбрасывать бомбы – штурманское дело стало быстро развиваться, и штурманов стали считать специалистами лётного дела.

Развитие это происходило благодаря Борису Стерлигову, получившему инженерно-техническое образование, и возглавившему в 1926-м году аэронавигационный отдел Центральной аэронавигационной станции. Впоследствии он был назначен старшим лётчиком-наблюдателем, и принимал активное участие в разработке новых навигационных приборов: советские самолёты стали летать ночью, в облаках и выше облаков, причём не только над сушей, но и над морем. Термин «штурман» стал официально употребляться с 1930 года, и тоже по инициативе Стерлигова; он же предложил создать специальную службу - аэронавигационную службу ВВС, и стал её начальником. С 1932 года всех лётчиков-наблюдателей стали называть штурманами, а ещё через год Стерлигов был назначен главным штурманом ВВС. Именно благодаря его работе наши лётчики во время Второй мировой войны совершили десятки тысяч сложнейших вылетов, несмотря на погодные условия и сложности рельефа местности: так, уже в августе 1941-го советские бомбардировщики сумели совершить налёт на Берлин.


Штурманская служба сегодня

Самолёты и приборы сегодня стали совсем другими: всё изменилось очень сильно, и мы не будем описывать здесь эту сложную технику и приборы, однако роль штурманов в военной авиации нисколько не потеряла своей актуальности. В гражданской авиации многие компании стремятся обойтись без штурманов, уповая на высокочувствительные современные приборы и опыт экипажа, но в ВВС такой подход невозможен: если приборы во время боя выйдут из строя, заменить опытного штурмана, способного прокладывать курс в любых условиях, не сможет ничто и никто. Главный штурман ВВС РФ, генерал-майор М. Звягин уверен, что значимость штурманов в авиации будет расти: они отвечают не только за навигацию, но и за применение оружия, за разведку и другие специфические задачи. Он также убеждён, что альтернативы штурманам пока не существует, и сейчас они работают во всех родах авиации, от дальней до специальной; однако в последние годы специалистов стало не хватать, а лет через 5 их нехватка может стать катастрофической. При этом многие недавние выпускники не имеют работы, и находятся вне штата, потому что многие лётные части расформированы, а аэродромы закрыты – ситуация парадоксальная, но в нашей стране не редкая – особенно за последние два десятка лет.

М. Звягин считает, что государственная программа перевооружения армии требует корректировки, и штурманская служба должна занять в ней достойное место, однако, по его словам, острых проблем у службы нет, так как недавно авиационные вузы стали подчиняться напрямую Главному командованию ВВС России.

Поэтому активное развитие штурманской службы продолжится, а праздников у российских штурманов сейчас несколько, хотя и не все они официальные. Кроме 24 марта, есть День штурмана ВМС, отмечаемый 25 января, и эти две профессии «переплетены»: ведь штурманы появились в Навигатской школе, открытой в этот день в 1701 году, а морская авиация тесно связана с другими видами.

А в Северном полушарии все штурманы отмечают свой праздник ещё дважды в году: есть дни, в которые не требуется проводить сложные расчёты, и работать становится очень легко. Это 21 марта и 23 сентября – весеннее и осеннее равноденствие, когда инструменты для определения сторон света не требуются – их можно точно определять по солнцу, которое всходит и заходит строго на востоке и западе.

Мы желаем чистого неба и прекрасной погоды всем штурманам Российских ВВС, хотя точно знаем, что они смогут найти верный маршрут при любой погоде и в любых ситуациях.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте