Отдых и туризм



Мавзолей в Галикарнасе (галикарнасский мавзолей)

Мавзолей в Галикарнасе

Мы привыкли, что мавзолеями называют грандиозные погребальные сооружения, а почему – помнят не все. Конечно, мы знаем про Мавзолей Ленина на Красной площади, и про Тадж-Махал – из учебников истории.

Между тем слово «мавзолей» не имеет отношения к чему-то, связанному с погребальными обрядами – это слово возникло из обычного имени; ну, может, и не обычного, а царского, но всё-таки просто имени человека.

Мавсол – так звали древнего царя, правителя города Галикарнаса, находившегося на территории Малой Азии. Этот город живёт до сих пор – сегодня он называется Бодрумом и является одним из туристических центров Турции. А называть погребальные сооружения мавзолеями стали с тех пор, как уникальная гробница этого правителя была признана одним из семи чудес света. Своей красотой эта гробница превосходила все, что были построены когда-либо раньше, и римляне, на которых она произвела сильное впечатление, впервые назвали её мавзолеем.

Царь Мавсол правил Карией в IV веке до н. э. Тогда эта местность была колонией Персидской империи, однако Мавсол не раз стремился избавиться от владычества персов. Хотя это ему не удалось, но в своём царстве он оставался полновластным и жестоким, по свидетельствам современников, правителем. Вступив на престол Карии в 377 году до н. э., Мавсол тут же ввёл множество налогов, причём некоторые из них могут показаться нам нелепыми: чего стоили, например, такие налоги, как на волосы или похороны.

Тем не менее, царю удавалось успешно собирать эти налоги, и возводить на эти деньги пышные дворцы, храмы, украшать свою столицу прекрасными скульптурами и становиться при этом всё богаче.

Мавсол был так знаменит, что его даже изображали на монетах других стран, а свою роскошную гробницу он начал возводить ещё при жизни, хотя тогда, кроме фараонов Египта, так не делал никто из правителей. Разумеется, гробница Мавсола строилась на деньги налогоплательщиков, и монарх был уверен, что так и должно быть.

Место для гробницы было выбрано на склоне холма, и объявлен конкурс, чтобы выбрать лучших архитекторов. Многие греческие мастера приняли участие в конкурсе, но победили Пифей и Сатир. Им и было поручено построить грандиозную усыпальницу, отражающую всё величие карийского правителя.

Будучи жестоким и властным правителем, Мавсол был не слишком любим народом и даже своими приближёнными. Говорят, что по-настоящему царя любил только один человек – его супруга Артемисия, которая к тому же была его родной сестрой. Из истории мы знаем, что во многих странах среди членов царских семей долгое время были приняты так называемые инцестные браки – между близкими родственниками. Например, так было в Древнем Египте.

Есть версия, что строить мавзолей приказала именно Артемисия, уже в 353 году, после смерти супруга, желая таким способом увековечить свою любовь и память о нём. Однако большинство учёных считают, что мавзолей начали строить при жизни властного правителя, а Артемисия продолжила строительство.


Галикарнасский мавзолей был построен примерно в одно время с храмом Артемиды в Эфесе: их даже строили одни и те же архитекторы. Но усыпальница царя Мавсола отличалась от греческих сооружений и храмов, и в её чертах явно прослеживалось влияние Востока, хотя греческие каноны тоже во многом соблюдались. Можно сказать, что это было смешение стилей, не имевшее аналогов в то время, но впоследствии часто повторявшееся в восточной архитектуре.

Пифей и Сатир построили почти квадратное сооружение, на первом этаже которого находился прах царя и царицы – в золотых погребальных урнах. Это помещение располагалось внутри огромной камеры, высота которой была около 20 м, а площадь занимала 5 тысяч кв.м. Камера была облицована отполированными беломраморными плитами, а помещение, где стояли урны, охраняли внушительные каменные львы.

Верх первого этажа был украшен фризом – непрерывной полосой рельефов, изображающих сражения греческих воинов с амазонками. Фриз был создан самыми известными и талантливыми скульпторами того времени: Скопасом, Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром, работавшим у самого Македонского и очень уважаемого великим Платоном.

Второй этаж усыпальницы окружали 36 колонн; между ними стояли скульптуры из мрамора, а крыша была выполнена в форме пирамиды из 24 ступеней, украшенной скульптурным изображением квадриги. Мраморные квадриги – античные колесницы, запряжённые четвёркой лошадей, часто украшали греческие и римские дворцы и храмы, а в колеснице, изображённой на крыше усыпальницы, стояли огромные фигуры самого царя и его супруги.

Мавзолей в Галикарнасе окружало множество скульптур всадников, львов и других животных. Можно сказать, что это сооружение не было всего лишь усыпальницей, но считалось храмом, куда приходили жители и гости города, чтобы оказать почести праху великого Мавсола, как если бы он был богом.

Статуя самого Мавсола, созданная знаменитым Пифием, сохранилась до наших дней, и мы можем представить, каким был властный и жестокий правитель Карии.

Художнику удалось передать деспотический характер Мавсола, причём даже по глазам видно, что этот царь не был добрым и справедливым.

Изображение царицы было совсем другим: она просто кажется величественной, царственной и красивой женщиной, глаза которой выражают тихую грусть, хотя в них и нет зрачков, по общепринятым канонам древнегреческого искусства. Конечно, скульптор Скопас, также очень известный в своё время, несколько приукрасил облик Артемисии, но сумел передать в её изображении ту любовь и преданность, которую она одна испытывала к царю Мавсолу.

Усыпальница Мавсола могла бы считаться красивой, если бы не была такой монументальной, торжественной и подавляюще роскошной. Статичность сооружения заметна даже на рисунках: глухие стены нижнего этажа, пирамида, венчающая крышу – всё это выглядит слишком массивно, даже мрачновато.

Поэтому, хотя в этом удивительном памятнике соединялись все три основных стиля древнегреческой архитектуры, по сравнению с типично греческими сооружениями и храмами, светлыми, лёгкими и величественными, он кажется довольно тяжёлым, и выражает скорее восточные традиции.

Тем не менее, находясь в центре города, мавзолей царя был прекрасно виден среди других храмов, особенно с моря. Ведь Галикарнас спускался к морю, так что путешественники, прибывающие в Карию на кораблях, издалека могли заметить усыпальницу Мавсола, которую не могли затмить даже храмы греческих богов, стоящие выше.


Копии галикарнасского мавзолея строились по всему миру, но они не получили такой известности, а вот усыпальница Мавсола простояла долго – почти 1900 лет. Однако в XIII веке мавзолей был повреждён землетрясением: сместился фундамент, упала часть верхней пирамиды и мраморная квадрига.

Окончательно разрушили чудо света крестоносцы, когда в XVI веке готовились в Галикарнасе, называвшемся тогда Мезиной, к встрече неприятеля – султана Сулеймана Великолепного.

Обнаружив полуразрушенное древнее сооружение, они начали разбирать его, чтобы укрепить замок. Мраморные плиты и глыбы использовались в качестве материалов для укрепления, и через некоторое время крестоносцы обнаружили огромный красивый зал, с мраморными колоннами, барельефами и украшениями. Рыцари были восхищены находкой, но продолжили свою работу – ведь война и строительство укреплений для них были важнее. Поэтому они разобрали и эти стены, украшенные изображениями героев, батальных сцен и даже великих битв.

Однако рыцарей ждала ещё одна уникальная находка, в маленьком помещении, находившемся внутри большого зала: прекрасный надгробный памятник и золотые погребальные урны. Крестоносцы не тронули памятник, и даже не оставили охрану, так как должны были отражать атаку нападающих. Потом, вернувшись на это место, они не нашли золота и сокровищ, и даже сам памятник исчез: остались только клочки золотой ткани и мелкие золотые пластинки, разбросанные по земле – в мавзолее побывали грабители.

Свидетельство крестоносцев – единственное подробное, дошедшее до нас из глубины веков. После этого мавзолей в Галикарнасе, названный чудом света, перестал существовать.

Обломки мавзолея были найдены случайно, как и многие чудеса минувших времён. Это случилось в XIX веке: было замечено, что в строительстве турецкой крепости в Бодруме использовано много красивых мраморных плит, украшенных необычными барельефами. Об этом узнал сэр Ньютон, бывший тогда послом Англии в Турции, и понял, что недалеко от крепости должна была находиться гробница Мавсола. Поиски увенчались успехом: были найдены не только барельефы работы великих греческих мастеров, но и статуи царя и царицы, хотя и расколотые на части.

Мраморная лошадиная голова странной формы сначала привела исследователей в замешательство – ведь древние греки были известны своим искусством отражать достоверные черты любых предметов, однако потом загадка была разрешена.

Голова лошади была целой, а её вытянутая форма и метровая длина объяснялась просто: лошадь была одной из четырёх, стоявших на крыше мавзолея, на высоте 60 м над землёй. Когда на этих лошадей смотрели снизу и издали, они казались нормальными. Так что древние греки действительно были уникальными и непревзойдёнными мастерами, и остаются такими в глазах восхищённых потомков.

Сегодня крепость в Бодруме и те камни, что остались от величественной гробницы Мавсола, стали музеем для множества туристов и путешественников. В музее Бодрума, как и в Галикарнасском зале Британского музея, хранится много фрагментов статуй, барельефов, и почти целые статуи и декоративные детали мавзолея.

Так что, если сравнивать судьбу гробницы Мавсола с судьбой других чудес света, можно сказать, что ей повезло – она лучше сохранилась. Считать ли мавзолей в Галикарнасе памятником любви, как Тадж-Махал – вопрос спорный, однако сила творческой мысли древних строителей мало кого из наших современников может оставить равнодушным…

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте