Отдых и туризм



Собор в Реймсе, Нотр-Дам де Реймс

Собор в Реймсе

Готический стиль появился в архитектуре Франции в XII веке, и сегодня в этой стране сохранилось великое множество разнообразных памятников этого стиля, удивительных и уникальных: каждый – по-своему, начиная с небольших часовенок и заканчивая огромными, величественными и вызывающими священный трепет соборами.

К самым значительным произведениям готической эпохи – шедеврам этого стиля во Франции, относят три собора: в Шартре, в Амьене и в Реймсе.

Реймс считается самым крупным городом Шампани – известной на весь мир французской провинции, и находится на равнине, на реке Вель. Город окружён горами и виноградниками, и его население сегодня не слишком велико – всего около 200 тысяч человек.

Тем не менее, именно Реймс является колыбелью всей Франции, и одним из первых христианских городов страны.

В конце V века нашей эры, в 496 году, здесь крестился и принял христианство первый король франков – Хлодвиг I из династии Меровингов, вступивший на трон 15-летним юношей. Именно он считается основателем королевства франков и его первым официальным монархом (хотя короли у франков были и до него).

Крещение короля Хлодвига, которое стало судьбоносным для всей Франции, произошло в Реймсском соборе, построенном тогда же, в V веке, и после этого в нём до 1825 года короновались французские монархи.

Для наших соотечественников интересно то, что в этом соборе в XII веке была коронована знаменитая Анна Ярославна – она была первой женщиной, удостоившейся этой чести. Все последующие французские короли разных эпох являются её прямыми потомками.

До сих пор в соборе Реймса хранится одна из величайших реликвий Франции – массивная золотая чаша для коронационных церемоний, датируемая XII веком. Во время коронации из неё причащались все французские короли, а надпись на чаше говорит о том, что похитившего её ожидает ужасная кара.

Реймсский собор

Реймсский собор - Нотр-Дам де Реймс, как и многие великие соборы, строился в течение многих веков, и не один раз.

Впервые здание собора было построено в 401 году. В IX веке решено было строить новое здание, так как старое обветшало и разрушалось. Собор строился с 817 по 852 год; затем перестраивался и переделывался – опять же, как и многие готические соборы, однако в 1210 году полностью сгорел в огромном пожаре – тогда сгорела большая половина Реймса.

Однако через год храм уже начал возрождаться, и был частично построен к началу 40-х годов XIII столетия, но потом строительство опять затормозилось – возможно, из-за нехватки средств.

Так что продольная часть собора с тремя нефами, и западный фасад – самый красивый из всех, - были построены только к 1311 году, а северная башня – к 1427 году. В результате этого, третьего по счёту этапа строительства и появился великий собор Нотр-Дам де Реймс, который мы можем видеть и сегодня.


Об этом соборе говорят, что он соперничает с великим Notre Dame de Paris, воспетым Виктором Гюго, однако, даже если просто взглянуть, то можно увидеть, что Реймсский собор красивее и изящнее своего знаменитого собрата. Конечно, в нём много разных архитектурных наслоений, но это не портит здание: например, башни собора завершены уже в XV веке, но они удивительно и гармонично сочетаются со всем зданием, массивным и грандиозным. Хотя башни мощные и высокие, они одновременно кажутся лёгкими и простыми, особенно на фоне неба над собором.

Собор в Реймсе очень высок, относительно окружающих его зданий: его высота – 80 м, а длина - 150. Когда над собором идут облака, то кажется, что он тоже движется.

Разные этапы строительства очень хорошо видны в соборе: в разное время им руководили разные мастера, и каждый внёс что-то своё. Первым архитектором Реймсского собора принято считать Жана д’ Орбэ – он начал строительство хора. После него работы продолжил Жан ле Лу; он же и закончил хор.

собор Нотр-Дам де Реймс

Эта часть собора отличается суровостью и простотой, массивностью и величественной строгостью, резко отличающей его от других архитектурных частей – например, западного фасада, украшенного прихотливой каменной резьбой от низа до верха.

Жан д’ Орбэ, проектируя фасады северного и южного трансептов, использовал ещё романские полуциркульные арки, относящиеся к простейшему виду этих элементов. Стрельчатые арки, так хорошо знакомые нам по произведениям готической архитектуры, появились намного позже. В целом в композиции собора соблюдается раннеготический стиль, получивший распространение в то время.

Западный фасад, знаменитый своей изысканной красотой, был начат Жаном ле Лу, но полностью был оформлен только в середине XIII века, при архитекторе Гоше Реймском, создавшем богатую скульптурную композицию. Порталы были углублены, расположение скульптур изменено, а вход украсили ажурные тимпаны, до сих пор привлекающие внимание своей красотой. Вся нижняя часть фасада была богато и пышно декорирована.

Примерно до 1290 года строительство западного фасада продолжал архитектор Бернар Суассонский: он сконцентрировался на создании огромной готической розы, расположенной во втором ярусе – она отличается изысканностью линий. Пропорции окон и тяг он сделал более вытянутыми, так, что они стали казаться более хрупкими и лёгкими: поэтому и всё здание кажется лёгким и устремлённым в высоту.


Вообще, если говорить об архитектуре собора Нотр-Дам де Реймс в целом, то ей свойственна выраженная вертикальность: все элементы и фигуры вытянуты, а множество декоративных деталей и скульптур рвутся ввысь, словно пробивая горизонтальные линии. Поэтому собор, при своих грандиозных размерах, вовсе не кажется массивным или подавляющим.

Галерея королей, отличающаяся декоративностью и богатством убранства, усиливает впечатление роскоши, которое производит фасад. Облик фасада дополняется башнями с вытянутыми окнами, отличающимися хрупкостью пропорций.

Собор окружает множество контрфорсов: вертикальных конструкций, усиливающих несущие стены. Внутренность собора отлично освещена: свет попадает и через большие окна центрального нефа, и через окна стены алтаря.

Главной достопримечательностью фасада является скульптурный фриз – это готическая традиция.

Среди 500 фигур, украшающих галерею, есть короли и рыцари, епископы и святые, мастера различных ремёсел и даже сам дьявол. Большая часть этих фигур относится к XIII веку, а на порталах западного фасада можно увидеть сцены из жизни Иисуса Христа.

Улыбающийся Ангел, собор Нотр-Дам де Реймс

В Реймсском соборе несколько тысяч скульптур, и самыми известными считаются статуя Богоматери, Улыбающийся Ангел, портреты французских королей. Привлекают внимание и фигуры удивительных, сказочных животных, и статуи святых.

Не случайно очень часто можно слышать, что собор Нотр-Дам де Реймс называют царством скульптур. Ангелы на аркбутанах собора словно собираются взлететь, а короли, стоящие в ряд наверху, на галерее, день и ночь охраняют величественное здание.

К сожалению, Нотр-Дам де Реймс довольно часто страдал от войн и разрушений: в XVI веке его разрушали гугеноты; в конце XVIII века, в период Великой французской революции, он тоже серьёзно пострадал; в Первую мировую войну он подвергался обстрелам германских войск, а также бомбардировкам – тогда он буквально лежал в руинах.

После войны Фонд Рокфеллера выделил средства на реконструкцию Реймсского собора, и она была завершена ещё до начала следующей войны – Второй мировой, во время которой собор тоже страдал. Тем не менее, документ о прекращении войны между Францией и Германией был подписан именно в Реймсском соборе, 7 мая 1945 года.

Надо сказать, что французские архитекторы, строители, мастера и рабочие приложили колоссальные усилия для того, чтобы вернуть собору его уникальный облик и былую славу. Были отреставрированы рельефы западного фасада; многие витражи пришлось создавать заново, а их фрагменты сохранились в северном нефе и хоре.

Восстановление Реймсского собора было полностью завершено только к концу XX века – в 1996 году. Сегодня этот собор, поражающий своей гармонией и величием одновременно, остаётся прекраснейшим и уникальнейшим творением французской готической архитектуры, являясь образцом для многих соборов и церквей в других странах Европы.

В настоящее время мы, к большому счастью, можем видеть собор Нотр-Дам де Реймс именно таким, каким он был задуман зодчими XIII века. В 1991 году Реймсский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте