Отдых и туризм



Собор Санта Мария дель Фьоре (собор Дуомо) во Флоренции

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Когда где-либо публикуют фотографии Флоренции, или показывают её в телевизионных программах, то практически всегда на снимке или в кадре присутствует её символ - знаменитый собор Санта Мария дель Фьоре – Дева Мария с цветком, или «цветочная», являющийся гордостью не только Флоренции и Италии, но и всей Европы.

Здание собора действительно сразу напоминает о цветах: оно всё резное, а сверкающая облицовка его стен выполнена из мраморных панелей разных оттенков и цветов, основные из которых – зелёный, розовый и белый.

Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Санта Мария дель Фьоре, он же – собор Дуомо, проектировали таким образом, чтобы в нём могло поместиться всё население Флоренции, которое в то время составляло 90-100 тыс. человек.

Дуомо сравнивают с большой площадью, только имеющей крышу, а его огромный купол кирпичного цвета, венчающий здание, словно парит над всей Флоренцией.

Этот купол сегодня известен всему миру, но его строительство началось только в 1420 году. Тогда в городе был устроен конкурс на лучший проект, и среди всех был выбран проект Филиппо Брунеллески – одного из самых талантливых и великих архитекторов XV века, известного также своими достижениями в науке, скульптуре и инженерном деле. Купол был сооружён за 14 лет, а ещё через 2 года состоялось торжественное освящение собора.

Флоренция, как известно, в средние века была весьма богатым городом – городом банкиров и успешных торговцев, так что в конце XIII века горожан перестал устраивать собор обычных размеров – Санта Репарата. К тому времени этот собор простоял уже около девяти веков, и уже стал разрушаться - а ведь население города быстро росло. В Пизе и Сиене в то время уже были кафедральные соборы, и жители Флоренции захотели иметь собор, превосходящий своих соперников величием и красотой.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

И вот, в 1296 году, флорентийские купцы пригласили для проектирования и строительства нового собора известного зодчего Арнольфо ди Камбио.

Как и многие средневековые храмы, Санта Мария дель Фьоре строился долго – почти шесть веков, и строили его шесть или более архитекторов. Проект собора создал Арнольфо ди Камбио; он же начал строить стены. Им спроектированы три нефа, широких и заканчивающихся под восьмиугольным куполом. Средний неф был построен на месте старого храма.

Когда ди Камбио умер, строительство затормозилось. Примерно через 30 лет в соборе появилась важная реликвия – мощи святого, Зиновия Флорентийского, и работы решено было продолжать.

На этот раз купцы назначили главным архитектором Джотто ди Бондоне – того самого, которого называют предвестником Ренессанса. Именно его удивительные творения потом, в расцвете Возрождения, вдохновляли великих: Леонардо, Рафаэля и Микеланджело.


Однако вместо продолжения строительства собора он начал строить колокольню, но успел возвести только первый ярус. После его смерти работы продолжались, но вскоре в городе началась чума, и они были прекращены, однако уже через год возобновились.

На этот раз в строительстве участвовало несколько архитекторов. Франческо Таленти закончил колокольню и развернул строительство шире – начал строить апсиду и трансепт.

Затем на его место пришёл другой архитектор, Джованни ди Лапо Гини – он разделил на четыре участка главный неф, устроив арки. После этого, на протяжении нескольких десятков лет, в строительстве собора принимали участие ещё четверо или пятеро зодчих, и к 1418 году собор был почти закончен – за исключением купола.

В 1420 году был закончен верхний ярус восьмигранника – для его строительства использовали белый и зелёный мрамор.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Для того, чтобы возвести купол, требовалось построить высокие леса, однако власти Флоренции не хотели тратить на это средства. Тогда Филиппо Брунеллески, к тому времени уже известный своими работами в области архитектуры и скульптуры, а также в ювелирном деле, пообещал комиссии, что обойдётся без лесов, и был утверждён на должность главного зодчего. Однако о своём творческом замысле он не распространялся, и никто не знал, как будет выглядеть купол, пока работы не были полностью окончены.

Брунеллески отличался незаурядными способностями к математике, и блестяще решал сложные технические задачи, так что проблему возведения купола он решил довольно быстро.

Зодчий применил гениальную для своего времени конструкцию: сделал купол из двух оболочек – пустотелый и лёгкий, а внутри устроил несущий арочный каркас – восемь угловых дуг, соединённых горизонтальными перемычками.

Снаружи купол облицован изразцами кирпично-красного цвета, что создаёт выразительный, но не резкий контраст с мраморной облицовкой стен – белой, розовой, зелёной. Диаметр купола – почти 43 м; фонарь, увенчанный позолоченным шаром, спроектирован в виде небольшого храма, и его установка продолжалась около 20 лет.

Таким образом, полностью закончен купол был уже после смерти архитектора, и его высота вместе с фонарём составила 107 м.

В ходе строительства Брунеллески изобрёл несколько подъёмных механизмов, позволявших поднимать конструкции и строительные материалы на большую высоту без использования лесов.

Фасад собора Санта Мария дель Фьоре потрясающе красив, и тоже имеет свою историю.

Проект Арнольфо ди Камбио не был доведён до конца, а в XVI веке был разрушен. И несколько веков подряд собор простоял без фасада, хотя всё это время проводились конкурсы, и предлагалось множество проектов. Комиссия отвергала все проекты, а вместо фасада сотни лет использовали расписной холст, который приходилось часто менять – ведь он приходил в негодность гораздо быстрее, чем камень или дерево.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Это продолжалось до 1865 года, пока Флоренция не стала столицей Италии: на короткое время, однако оставлять собор в прежнем виде было теперь просто неприлично.

Поэтому довольно быстро, к 1871 году, был выбран проект Эмилио де Фабриса, который завершил работу за 16 лет.

Фасад, который он построил, не слишком понравился флорентийцам, однако нам он кажется удивительно прекрасным и необычным. Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих – это флорентийская готика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки.

Мы можем видеть на фасаде сюжеты из жизни Девы Марии и множество других скульптурных изображений, воспринимающихся почти живыми и имеющими душу. В длину собор Дуомо протянулся на 153 м, а его ширина в трансепте составляет 90 м – это 4-е место в мире по величине.

Интерьер Дуомо тоже соответствует традициям итальянской готики: огромные арки и высокие своды поддерживаются пилонами, а по верху идёт опирающаяся на консоли галерея.


Пространство собора кажется огромным – люди в нём очень маленькие, однако он не подавляет своим величием, а вызывает чувства благоговения и восхищения.

Главный алтарь в глубине собора окружён тремя кафедрами – апсидами, каждая из которых разделяется на пять отсеков.

Мраморный пол из цветных плиток выкладывали больше 100 лет, под руководством нескольких известных архитекторов.

Необычны часы в соборе Дуомо – они работают до сих пор, но их стрелки движутся в противоположную сторону.

На стенах собора изображены многие известные и великие люди, в том числе Данте, Джотто и Брунеллески; последние двое даже погребены на территории собора.

Восьмигранное здание баптистерия на площади перед собором не менее удивительно, и вообще уникально – оно строилось ещё в романскую эпоху, в V веке, а облицовка, которую мы видим сегодня, была сделана в XI-XII веках.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Свод купола украшают византийские мозаики на золотом фоне, изображающие Страшный суд – это работа не только местных мастеров, но и венецианцев. Центральной сюжетной фигурой среди всех изображений является Христос.

Это здание Данте называл «прекрасным Сан-Джованни». Баптистерий тоже полностью облицован мрамором – белым и зелёным, но его главными достопримечательностями считаются три двери, которые ещё называют воротами.

Южные – самые древние, и именно с них начался во флорентийской архитектуре готический стиль – это XIV век; северные двери, созданные в начале XV века, изображают сюжеты из Нового завета, а восточные называют Вратами рая – они выполнены уже в высоком стиле Ренессанса, и были закончены примерно к середине XV века.

Удивительно и приятно, но на фасаде этого уникального европейского собора есть напоминание о России – это герб промышленников Демидовых, известных своей благотворительной деятельностью во многих странах.

В Италии о них помнят до сих пор, и во Флоренции даже есть Демидовская площадь, в центре которой стоит беломраморный памятник Николаю Никитичу Демидову – русскому посланнику в этом городе. При строительстве Дуомо Демидовы тоже оказали горожанам серьёзную финансовую поддержку, и поэтому их фамильный герб выбит на его фасаде – это кайло горняка, неподалёку от которого изображены нежные цветы – ирисы, считающиеся одним из символов Флоренции.

О соборе Санта-Мария дель Фьоре говорят, что на него невозможно насмотреться даже за много дней – настолько он захватывающе красив, и возвратиться к этому флорентийскому шедевру хочется каждому, кто хоть раз его увидел.

Собор каждый раз словно предстаёт в новом облике, так что с трудом верится, что камень может быть так прекрасен…

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте