Отдых и туризм



Шартрский собор

Шартрский собор

Шартр – это небольшой французский город недалеко от Парижа, но он уже много веков известен всему христианскому миру, да и в странах, где люди исповедуют другие религии, тоже о нём слышали.

Ведь именно в этом городе находится одна из самых известных и великих христианских святынь, к тому же относящихся к шедеврам мировой архитектуры – гордый и возвышенный собор Нотр-дам де Шартр.

Возвышенным его можно назвать во всех смыслах: это уникальный, потрясающий образец готической архитектуры, при всей своей красоте поражающий величием, к тому же он и построен на возвышенности – на высоком холме.

Уникальным Шартрский собор делает также его история – ведь он смог выстоять и сохраниться до нашего времени с XII века, почти в том же виде, в котором был построен средневековыми мастерами.

Вокруг бушевали войны и природные катаклизмы, однако на величественный храм эти разрушительные силы не оказывали почти никакого воздействия – его как будто хранило само Небо.

Возможно, это связано с местом, на котором он построен. Примерно в середине I тысячелетия нашей эры возник город Шартр, а вскоре на том месте, где стояло древнее святилище галлов, построили католическую церковь. Галльское святилище было местом, где собирались друиды – их культовым центром, а друиды прекрасно разбирались в видах энергии: во всяком случае, положительную энергию, исходящую от земли, они чувствовать умели.

Ещё раньше в этой местности построили дольмен – каменное сооружение, напоминающее высокий ящик, прикрытый сверху плитой. Древние кельты верили, что человек, вошедший внутрь этого сооружения, мог обрести силу и новую жизнь, соединившись с самой природой.

Неподалёку находился священный колодец и могильник, и всё это место имело настолько большое значение для кельтов, что галльские и британские жрецы основали здесь школу, где передавали свои знания ученикам.

В общем, место действительно было необычным, и очень подходило для строительства храма.

Шартрский собор

Судьба собора, однако, не всегда была безоблачной, и несколько веков он страдал от разгромов, разрушений и пожаров.

В IX веке, после нападения норманнов, храм сильно пострадал, и тогда местный епископ решил перестроить его, и сделать кафедральным собором города Шартра.

Как раз в это время в храме появилась величайшая христианская реликвия – Покров Богоматери, Девы Марии. Версий появления этой святыни несколько, однако большинство историков считает, что Покров подарил храму король Карл II Лысый, при котором значительно расширились границы Франции, тогда называвшейся Западно-Франкским королевством.

Как утверждает легенда, в тот момент, когда родился Иисус, на Марии был именно этот покров. В соборе он сегодня представлен фрагментом бежевого шёлка, около 2-х метров длиной и около 50 см шириной. Почти до конца XVIII века покров был гораздо больше – до 5,5 м длиной, однако Великая французская революция заставила священников собора разделить святыню на несколько частей: они решили, что спрячут их в разных местах, и сохранится хотя бы одна часть. Сохранилась самая большая часть, и после революции она вернулась в храм.


В начале X века норманны снова осадили Шартр. К этому времени относят первое чудо, связанное с собором и его реликвией. Епископ Шартра, твёрдо веря, что Пресвятая Дева защитит город, повесил на стене священный покров. В хрониках того времени говорится, что норманны, увидев чудесную ткань, тут же сняли осаду и почти в панике бежали от шартрских стен.

Ещё одно чудо произошло в конце XII века: тогда случился большой пожар, и целых три дня его не могли потушить. Сгорел почти весь собор, однако Покров Богоматери остался цел – священники успели спрятать его в подземной часовне.

Случилось так, что этот пожар стал как бы толчком к новому процветанию: именно после него собор начал быстро строиться, и проект этого строительства был настолько грандиозным, что затмил собой всё, что строилось в Шартре прежде.

От романского стиля осталось немного: нижний ярус башен со скульптурами, часовня под землёй и одна из частей западного фасада. Ранний готический фасад здания был органично встроен в новый, а подземная часовня стала частью фундамента. Решено было строить собор из песчаника – прочного природного камня. Его возили из каменоломен, находившихся в 8 км от города.

Шартрский собор

Надо сказать, что мы часто удивляемся, глядя на архитектурные памятники прошлых веков, и не можем понять: как могли люди в то время, не имея никакой строительной техники и приспособлений, буквально голыми руками возводить настоящие шедевры, которые потом стоят веками, восхищая всех своим величием и красотой.

Оказывается, многое объясняется тем, что строительство соборов и храмов считалось богоугодным и праведным делом, и сулило отпущение всех грехов и рай после смерти.

Так что Шартрский собор строило множество людей: даже норманнские паломники, придя в Шартр, месяцами занимались обработкой огромных каменных блоков, чтобы внести свой вклад в создание великого сооружения.

Рабочие скульптурных мастерских тоже трудились не покладая рук, и поэтому уже через 25 лет (срок для строительства по тем временам очень короткий), в храме были готовы все своды; в то же время возводились трансепт, хор, галерея и капеллы.

В 1260 году новый храм был освящён. В присутствии тогдашнего короля Франции, Людовика Святого, он был посвящён Деве Марии и назван в её честь – Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора украшает готическая роза, с изображениями двух гербов – французского и кастильского, так как супруга Людовика, королева Бланш, была родом из Кастилии.

Собор в Шартре построен в форме трёхнефной базилики.

В длину храм протянулся на 130 м, а его высота – от пола главного нефа до свода – 36 м. Трансепт храма также трёхнефный – 45 м шириной, а хор – пятинефный.

Напомним, что «неф» – это архитектурный термин, в буквальном переводе с латыни означающий «корабль». Этим термином обозначалось вытянутое помещение, обычно ограниченное колоннами.

Шартрский собор

Трансептом называли поперечный неф – ведь христианские храмы, как правило, строились в форме креста. В раннехристианских храмах таким способом увеличивали пространство перед алтарём.

Фасады трансепта украшены порталами с множеством готических скульптур.

Если посмотреть на фасад собора, то сразу заметно, что две его башни отличаются: они разной высоты, и построены в разных стилях. У Северной башни, которую начали строить в XII веке, более причудливый, ажурный и прихотливый шпиль, украшенный каменными кружевами, и его строительство было закончено только к началу XIX века, зато основание у этой башни настоящее романское, более внушительное и тяжёлое.

Более строгой и ровной выглядит Южная башня, поднимающаяся в высоту на 106 м. Её начали строить всего на несколько лет позже Северной, однако её стиль – это чистая ранняя готика, и он соответствует стилю всего собора.

На романской стене, сохранившейся в западной части фасада, ещё в XII веке было устроено три красивых портала. Центральный тимпан самого знаменитого из них – «Королевского», украшен удивительно прекрасной композицией – «Христос во славе». Христос представлен на ней не строгим небесным судьёй, а красивым, земным человеком, благословляющим своих последователей, как учитель учеников.


Готический рельеф, изображающий Страшный суд, относится к XIII веку, и тоже представляет собой одно из лучших скульптурных творений готики, созданных в период расцвета этого стиля.

Даже самые ранние изображения, конца XI - начала XII века, уже отличаются индивидуальностью, хотя в романском стиле главным было соблюдение строгих канонов.

Убранство Шартрского собора, как наружное, так и внутреннее, отличается богатством и разнообразием форм, и включает до 10 000 скульптурных изображений.

Только резной алтарь, выполненный из дерева и поражающий своими размерами, представляет 40 сцен из жизни Христа и Девы Марии. Начиная с 1514 года, алтарь создавался лучшими мастерами, работавшими над ним более 200 лет.

Собор известен своим лабиринтом, называющимся «Путь в Иерусалим», поэтому паломники проходили его на коленях. Сегодня желающие тоже могут попытаться пройти по лабиринту – говорят, что тогда на человека сходит озарение, и он осознаёт своё настоящее место в этой жизни.

Шартрский собор

Удивительны огромные окна-розы, являющиеся одними из самых красивых элементов собора. Шартрский собор почти полностью сохранил всё своё остекление – прекрасные витражи, изготовленные в XII-XIII веках. Этот витражный ансамбль единственный в своём роде из дошедших до нас готических витражей: он самый большой – его общая площадь составляет примерно 2000 кв.м.

Делать витражи было очень сложно и трудно – это весьма кропотливая работа, и она стоила очень дорого. Нужно было сначала нарезать цветные стёкла для рисунка, а потом собрать их, используя шаблоны, да ещё покрыть росписью. Затем элементы скрепляли перемычками из свинца, и вставляли готовую картину в раму, имеющую размеры и форму окна; внутри рамы была специальная арматура.

Когда сквозь витражи проходил дневной свет, он становился неравномерным, и, если можно так сказать, похожим на музыку – витражные стёкла горели, подобно драгоценным камням.

«Богородица из красивого стекла» – ещё один шедевр храма. Это витражное окно, которое уже в XX веке особым образом обработали, так как стекло почему-то начало портиться. В Шартрском соборе все витражи имеют удивительно насыщенный цвет, отличаются чистыми красками, а сюжеты на них изображены самые разные.

Есть сцены из Библии, жизни правителей, королей и рыцарей, и даже ремесленников и крестьян, принимавших участие в финансировании строительства.

Во время Первой и Второй мировых войн уникальные витражи разбирали и уносили в подвалы, чтобы сохранить их от артиллерийских снарядов и бомб. Это была поистине титаническая работа, но красота Шартрского собора была спасена.

Лучше всего любоваться собором в ясный зимний день: именно в это время витражи поражают богатейшей игрой цвета и света. Хотя «шартрская синь» в любой день года производит потрясающее впечатление – воздух внутри собора, да и вокруг него, кажется наполненным неземным голубым светом.

Лилия Юрканис
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте