Отдых и туризм



Собор Святого Петра (базилика Святого Петра)

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра, или Базилику Святого Петра (Basilica San Pietro) называют самым грандиозным сооружением в Риме, хотя на деле он является крупнейшим христианским храмом мира – хотя, возможно, и не самым красивым. Находится он на территории Ватикана, независимого государства в западной части Рима.

До 1990 года этот собор официально считался самым большим в христианском мире, но потом в столице республики Кот'д Ивуар открылся новый – по сути, копия храма Святого Петра, но большего размера – теперь он считается крупнейшим.

Это так, но не совсем: мраморный собор в Ямусукро, столице африканской страны, действительно больше всех христианских храмов – одних только витражей в нём 7000 кв. метров, а вмещает он около 18000 человек, но в Соборе Святого Петра прихожан почему-то помещается почти втрое больше. Возможно, дело всё же в том, что римский собор построен на священном месте – там, где был казнён Пётр – этим и объясняются чудесные возможности великого сооружения.

К тому же в соборе находится его могила - одна из самых значимых христианских святынь, и поклониться праху ученика Иисуса, пришедшего к Нему третьим, но почитаемым христианами всего мира Первым Апостолом, едут туристы и паломники всех стран, и не только христиане.

И это ещё не всё: собор стоит как раз там, где раньше находился огромный амфитеатр – на его арене при императоре Нероне, навсегда запомнившемся своими кровавыми зверствами, мучили и убивали первых римских христиан – в общем, таких святых мест в мире не так много.

Апостол Пётр был осуждён и казнён в 67 году, а почти через два с половиной века Константин Великий, император мудрый и дальновидный, своей властью прекратил всякое преследование христиан, и приказал построить на этом месте базилику. Вскоре в ней стали проводить богослужения, а вокруг появились другие постройки: молельни, часовни – образовался целый христианский город, просуществовавший почти до эпохи Возрождения.

В 1452 году тогдашний Папа, Николай V, велел построить новый собор – древняя базилика давно обветшала, но строительство затянулось, и было продолжено при Папе Юлии II, в 1506 году.

Строительство нового храма Святого Петра было поручено Донато Браманте – мастеру, считающемуся основоположником архитектуры Высокого Ренессанса; этот храм стал его известнейшей работой – при том, что проработать он успел всего около 8 лет – в 1514 году архитектор умер.


Собор Святого Петра

Впоследствии в строительстве храма принимали участие многие известные итальянские архитекторы. Браманте хотел построить собор в форме равностороннего - греческого креста; его сменил Рафаэль – он вернулся к латинскому кресту; с 1532 года его строил Б. Перуцци, снова вернувшийся к замыслу Браманте; затем главным архитектором стал ученик Браманте, Антонио да Сангалло – он опять предложил латинский крест.

Но главным создателем Собора считают Микеланджело – он руководил работами с 1546 года. Его проект тоже предусматривал центрическое сооружение – греческий крест, с входным портиком и множеством колонн, и он руководил строительством 18 лет – работал до самой смерти. Об этой работе, считающейся одним из шедевров величайшего мастера эпохи Возрождения, стоит рассказать немного подробнее.

Когда Микеланджело начал работу над куполом собора – именно его он и строил все 18 лет, - ему было уже 72 года. Мастер решил создать такой же купол, как в известном соборе Флоренции - Санта-Мария-дель-Фьоре, и он сделал это, хотя снаружи купол Собора Святого Петра кажется несколько другим. Колонны Микеланджело укрепил, сделав их более массивными и мощными, а под куполом установил алтарь. Современники пишут, что своей работой Микеланджело гордился, но увидеть купол законченным ему не довелось, зато он успел возвести его основу – барабан.

К 1590 году купол был закончен: достраивавший его Джакомо дела Порта сделал его более вытянутым – до верхушки креста его высота составляет 136 м, но диаметр получился таким же, как во флорентийском соборе – 42 м.

Микеланджело собирался возвести четыре малых купола, но впоследствии было возведено два, и далеко не все формы, планируемые им, сохранились в архитектуре храма, но с алтарной стороны всё построено почти так, как хотел великий мастер.

Однако форма латинского креста всё-таки не выходила из головы у последующих архитекторов, да и у высших духовных лиц тоже: Папа Павел V в начале XVII века велел пристроить к собору ещё одну часть, и восточная часть креста удлинилась. Был построен и фасад – строгий и красивый, но он скрыл величие купола собора: если стоять недалеко, то купол практически не воспринимается, и, чтобы увидеть, как он «взмывает в небо» над собором, надо отойти на проспект виа делла Кончильяционе – тогда, через всю площадь, купол, задуманный Микеланджело, будет виден хорошо.

Кстати, площадь перед собором – одна из самых удивительных в мире, и не только потому, что может вместить огромное количество верующих.

Поскольку Святого Петра считают хранителем ключей от рая, то площадь, особенно если смотреть на неё сверху, имеет форму огромной замочной скважины – в городской архитектуре таких примеров немного. Площадь была построена во 2-ой половине XVII века архитектором Джованни Бернини, но высокий обелиск, привезённый из Египта ещё в I веке н.э., был установлен перед собором раньше – в 1586 году.


Собор Святого Петра

Этот же архитектор создал и внутренний интерьер собора, до сих пор поражающий всех удивительно гармоничными пропорциями и сочетаниями при огромных размерах. Оформление внутри собора очень богато: в нём много величественных статуй и надгробий, алтарей и других украшений, являющихся не только символами христианской церкви, но и уникальными произведениями искусства. Бернини работал над интерьером собора дольше, чем кто-либо другой – в общей сложности около 50 лет; вершиной его творчества считается знаменитый балдахин с витыми колоннами, высотой 29 м, осеняющий могилу Святого Петра и престол Папы. Захоронение апостола действительно настоящее – по крайней мере, это было доказано в ходе археологических исследований, проведённых в XX веке, хотя и трудно сказать, уместно ли было тревожить святые останки – но верующим во все времена требовались доказательства.

Примечательно, что в Соборе Святого Петра на полу есть отметки, по которым можно судить о размерах других известных соборов – они ясно показывают, как он огромен – сравнение, в котором всё познаётся, имеет место и в церкви.

Перед алтарём, возвышающимся в центре собора, может служить мессу только сам Папа – день и ночь это место освещается лампадами.

У бронзовой фигуры сидящего апостола Петра, расположенной неподалёку от алтаря, ступни стали совершенно белыми – они стёрлись от миллионов прикосновений: люди верят, что если попросить святого об исполнении любого желания, держась за его стопу, то оно обязательно сбудется.

Знаменитая скульптура Микеланджело, «Пьета», тоже находится в соборе – когда скульптор создавал её, ему не было ещё и 25 лет. Как и всё, что создано великим мастером, композиция оплакивания Христа Девой Марией совершенно не похожа на произведения других авторов: Богоматерь показана, как обычная женщина, ещё молодая и красивая, а Её глубокая скорбь такая же, как у любой земной женщины, потерявшей своего сына.

Капеллы, в которых сосредоточены выдающиеся художественные ценности, располагаются по всему периметру собора – например, в капелле Распятия, рядом с алтарём, хранится деревянное распятие - шедевр Пьетро Каваллини – итальянского живописца, жившего и творившего в Риме в эпоху, предшествовавшую Ренессансу, и заложившего основы нового направления в искусстве.

В соборе установлено множество надгробий римских пап – тоже являющихся уникальными произведениями искусства: их создателями были Джотто, Микеланджело, Торвальдсен и другие великие мастера.

Здесь же хранится копьё, история которого несравнима с историей какого-либо другого оружия в мире – именно этим копьём сотник Лонгин пронзил на кресте Иисуса Христа.

О Соборе Святого Петра в Ватикане – средоточии католической церкви, - знает весь мир. Этот храм слишком красив и великолепен, чтобы о нём можно было рассказать коротко – его нужно увидеть, хотя бы раз в жизни. Это не просто собор – он стал образцом подражания для архитекторов многих стран, и его черты можно увидеть в разных храмах, хотя элементы его декора поистине уникальны.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте