Отдых и туризм



Сикстинская капелла

Сикстинская капелла

Ватикан - уникальный город-государство, и его достопримечательности тоже уникальны: и Собор Святого Петра, и Пинакотека – богатейшая коллекция живописи, и множество музеев, но величайшим памятником Ватикана эпохи Ренессанса называют Сикстинскую капеллу.

Чем же эта капелла так отличается от других великих памятников культуры? Построена она была как домовая церковь, при Папе Сиксте IV – отсюда её название, но проект был задуман ещё при его предшественнике: папам давно хотелось построить не просто культовое сооружение, а настоящее здание-крепость.

Те времена были смутными и опасными: жизнь человека не имела особой ценности, и духовные лица тоже не были застрахованы – во время любого стихийного бунта их могли убить даже собственные прихожане, не говоря уже о внешних врагах, которым не давали покоя сокровища Рима.

У архитекторов де Дольчи и Понтелли вполне получилось построить капеллу-бастион – здание, олицетворяющее могущество католической церкви, но архитектура этого здания кажется весьма скучной, и не привлекает взгляд, как многие церкви и соборы той эпохи. Снаружи Сикстинская капелла выглядит более чем скромно: многим нашим современникам она действительно напоминает военное укрепление, оружейный арсенал, и даже тюрьму, хотя особой мрачности в архитектуре здания нет.

Внешние стены и фасад почти не имеют характерных для того времени архитектурных украшений – они гладкие и голые, да и внутри капеллы, пока там не потрудились великие мастера, было не лучше; но считается, что архитекторы строили так специально, чтобы позволить художникам проявить в её оформлении всю силу своего таланта – так и случилось.

Внутреннее оформление началось вскоре после окончания строительства – надо было придать помещению величественный и торжественный вид. Зал капеллы представляет собой прямоугольник, примерно 40 на 13 м, разделённый красивой мраморной оградой на две части – в меньшей части находился во время служб церковный хор.

Окон в капелле немного: на входной стороне - 2, и по 6 – в боковых стенах, и вот эти боковые стены нужно было оформить с самого начала. Их оформление было 3-х уровневым: по низу, прикрывая входы в различные помещения, шли роскошные гобелены с изображением библейских сцен – автором эскизов к ним был сам Рафаэль; сегодня этих гобеленов уже нет, и стены прикрыты богатыми, но совершенно обычными портьерами.

Наиболее ценным для нас является средний уровень – как раз он был расписан многими великими художниками – Перуджино, Россели, Пинтуриккьо, Гирландайо, Синорелли и другими известными мастерами раннего Итальянского Возрождения. До нас дошли 12 фресок - изначально их было 16, но могло быть и хуже: время, как уже сказано, было очень неспокойное.


На самом верхнем, 3-ем уровне, можно увидеть множество портретных изображений пап; особенно интересны портреты глав католической церкви, живших в первые века после её возникновения.

Конечно, когда мы слышим о Сикстинской капелле, то сразу представляем себе роспись потолка – фрески, сделанные великим Микеланджело Буонаротти. Для нас он, несомненно, велик; говорят, что и современники считали его гением, хотя по его биографии этого не скажешь – впрочем, у большинства великих жизнь была тяжёлой, так что Микеланджело ещё повезло: он прожил долгую, хотя и трудную жизнь, и сумел-таки добиться успеха, признания и финансового достатка.

Художником Микеланджело не был, и современники говорят, что он ненавидел свой труд: у него и в мыслях не было, что именно роспись Сикстинской капеллы станет его величайшим творением. Мастер считал себя скульптором, и в этом он тоже был гениален, как и в архитектуре – такой уж была его природа, и к любимому делу он стремился всю жизнь.

Сикстинская капелла

Есть даже легенда о том, что нелюбимую работу мастеру «подбросили» недоброжелатели, и Папа Юлий II поручил роспись потолка именно ему, хотя в то время Микеланджело работал над его гробницей – она так и осталась неоконченной. Противники скульптора думали, что живопись, которую он не любил, измотает его: он не сможет нормально работать, и в результате навлечёт на себя гнев Папы – но всё получилось наоборот.

Папа, и правда, гневался, но из-за того, что Микеланджело упорно отказывался писать, стараясь передать заказ другим мастерам – даже Рафаэлю, хотя их отношения были далеко не дружескими – скорее это были отношения непримиримых конкурентов. Папа Юлий II тоже был упрям, и настойчиво требовал, чтобы мастер взялся за роспись капеллы – он уговаривал его, а потом стал угрожать, и Микеланджело, не выдержав давления, вынужден был согласиться.

Сейчас уже нельзя сказать, как выглядела бы Сикстинская капелла, если бы её расписал другой великий мастер, но уникальность работы Микеланджело бросается в глаза любому человеку – даже тому, кто абсолютно не разбирается в живописи.

Поскольку Микеланджело воспринимал живопись, как скульптор, он создал на потолке капеллы изображение, которое не мог бы создать никто другой. Мир, созданный Микеланджело, вызывает в душе не только благоговение и трепет перед божественными силами – он волнует и беспокоит, он вызывает восхищение, он всегда остаётся загадкой – чувство такое, что мастер изобразил свои собственные творения, а не просто создания Божьи.

Описать здесь все фрески невозможно: потолок капеллы занимает площадь около 600 кв. м, и на нём мастер сумел изобразить около 350 фигур - все они выполнены безупречно. Сначала он решил работать с помощниками, но потом остался один, и работал 4 года – наверное, по окончании работ он и сам был потрясён тем, что сделал. В росписи потолка Сикстинской капеллы мы прежде всего видим не сюжеты из Библии, как на фресках Ботичелли или Перуджино, а образы людей, яркие и непосредственные, со всеми недостатками и достоинствами – современников это не на шутку пугало.


Например, сюжет о Великом потопе предстаёт перед зрителем не как катастрофа – мастер передаёт не силу неумолимой стихии, но привлекает наше внимание к тому, как ведут себя люди, которым угрожает близкая смерть: одни пытаются спастись, несмотря ни на что; другие потеряли контроль над собой, и просто обезумели от ужаса; третьи просто покорно ожидают смерти; но есть и такие, которые пытаются помочь другим – и всё это удивительно. Глядя на эти фрески, мы чувствуем, что для Микеланджело самым важным в его творчестве был Человек, и он вовсе не считал людей слабыми и ничтожными – ведь люди созданы Богом по Его образу и подобию.

Мы считаем Микеланджело «Титаном Возрождения», но он считал себя просто скульптором и человеком - это было на первом месте. И в самой знаменитой фреске мастера Адам предстаёт перед нами совсем не библейским персонажем, а просто молодым человеком – кстати, весьма привлекательным и симпатичным – ни один художник не писал так ни до Микеланджело, ни после него.

То же самое можно сказать об образе Иисуса Христа, являющемся центральным в картине «Страшного суда»: мы привыкли видеть его возвышенным и лучезарным, а часто и хрупким, и даже измождённым, но Иисус Микеланджело совсем другой. Прежде всего, у него очень мощное и сильное тело – массивное, мускулистое, и совершенно не соответствующее тому образу, который можно видеть в работах других художников – к примеру, на фреске Ботичелли, на северной стене капеллы. Характер Иисуса тоже показан совсем с другой стороны – он властен и грозен, безжалостен и неумолим, хотя при этом остаётся судьёй справедливым и беспристрастным. В этой картине образы людей тоже наделены своими чертами, но, в отличие от других сцен, здесь ясно, что все равны перед лицом судьбы, и спастись от праведного гнева Христа не сможет никто – кем бы он ни был в земной жизни.

Обнажённые фигуры тоже пугали и нервировали многих современников мастера, но даже сам Папа не смог заставить его сделать роспись более «целомудренной», записав повязками и драпировками те части тела, которые церковь почему-то именовала «срамными». Сделать это пришлось другому художнику, который получил потом от римлян обидное прозвище – «исподнишник», хотя ни в чём, собственно, виноват и не был.

Впоследствии работа Микеланджело не раз подвергалась опасности, и в конце XVI века Папа Климент VIII даже хотел уничтожить фреску «Страшный суд», но не решился сделать это, опасаясь прослыть варваром в истории.

Сегодня мы даже не знаем имён тех, кто мешал жить и творить великому мастеру, зато его бессмертные работы продолжают, и ещё долго будут продолжать волновать и потрясать всех, кому небезразлична удивительная и противоречивая сущность Человека.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте