Отдых и туризм



Версаль, Франция

Версаль

Версаль, как местность, известен с XI века – тогда здесь стоял небольшой замок, а потом вокруг него возникла маленькая деревня. Вскоре была построена и церковь, и около 200 лет жизнь здесь текла спокойно и благополучно – по меркам Средневековья. Однако обрушившаяся на Европу в XIV веке чума не пощадила и жителей Версаля; потом началась печально известная Столетняя война, и к концу столетия в этой местности осталось всего около 100 человек.

Но время шло, и к середине XVI века король Карл IX разрешил тогдашнему владельцу Версаля 4 раза в год устраивать большие ярмарки, а рыночный день – каждый четверг, и население стало медленно расти. Вскоре в Версале снова сменился хозяин – начались религиозные войны, и территория досталась герцогу де Рецу - почти задаром.

В XVII веке в Версальских лесах полюбил охотиться Людовик XIII, и он же велел построить там новый замок - ему нужно было где-то отдыхать после охоты; потом он выкупил Версаль, и решил построить там ещё и дворец. И всё-таки до Людовика XIV, знаменитого Короля-Солнце, Версаль оставался небольшой французской деревней, в которой не происходило ничего особенного. Меньше чем за 10 лет тихое местечко превратилось в королевскую резиденцию: строительство началось в 1673-м, а уже в 1682-м весь двор, по приказу Людовика XIV, был перемещён в Версаль, и название когда-то маленькой деревушки узнали во всём тогдашнем цивилизованном мире – в России в том числе.

В первое десятилетие XVIII века в Версале жило уже около 30 000 человек, и местность эта становилась всё роскошнее – знаменитые Версальские сады стали известны далеко за пределами Европы.

Более 100 лет Версаль был фактической столицей Франции, и сегодня в Европе нет более значительного и грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Задумав проект своей загородной резиденции, Людовик XIV, прежде всего, хотел утвердить свою власть, и ему это отлично удалось: величие и блеск Версаля не перестают восхищать нас до сих пор. Здесь трудилось множество великих мастеров: архитекторов, художников, скульпторов, мебельщиков, ювелиров, ткачей – имена некоторых из них известны, но, говоря о Версале, люди всегда вспоминают именно Короля-Солнце, сумевшего проявить твёрдую волю и претворить в жизнь практически все свои замыслы, хотя его приближённые были от этого не в восторге.

Неудивительно, что это было так: Людовик, запомнивший времена Фронды, желал абсолютной власти, и поэтому решил, что все его вельможи должны быть у него на глазах – отлучиться из Версаля без ведома монарха было нельзя, тогда как в Париже каждый мог легко продвигать свои интриги, выйдя из Лувра на час-другой, и вернувшись незамеченным.


Версаль

За строительством Версаля король следил сам, и каждый архитектор или управляющий должен был докладывать ему всё до мелочей – очень многое в Версальском ансамбле было разработано самим Людовиком.

По воле короля строения и парки расположили так, что создавалось впечатление некоего управления силами природы и космоса: восход солнца освещал королевскую спальню, а вечером в садах можно было наблюдать потрясающе красивый закат – Версаль представлял собой Вселенную в миниатюре.

Людовик, однако, проявил себя довольно мудрым в вопросах строительства и планирования: он считал, что не следует разрушать старинные постройки, но всё время увеличивал прежний замок, и менял его стиль соответственно новому времени. В парках и садах строились новые здания, увеличивалось количество служебных построек и дворов, расширялся главный корпус – архитекторы в Версале работали разные, но общий ансамбль получался удивительно слаженным и стройным.

Описывать архитектуру и интерьер Версаля в короткой статье бесполезно, но можно упомянуть о некоторых произведениях искусства, собранных здесь Людовиком XIV и его потомками.

Например, знаменитая Зеркальная галерея считается жемчужиной Версаля – её создали архитектор Жюль Ардуэн-Мансар и знаменитый придворный художник Шарль Лебрен – в Версале собрано множество его картин. Лебрен был основателем французской Королевской академии живописи, и обрёл славу и признание ещё при жизни. Самое удивительное его произведение в Зеркальной галерее – это роспись потолочного плафона, на котором с исторической достоверностью изображены многие великие деяния Короля-Солнце; на стенах же, в виде рельефов и медальонов, также показаны многие важные события, произошедшие во время его правления.

Кроме произведений французских художников, в Версале собрано множество шедевров из разных стран Европы: Людовик любил собирать редкости, и это было известно всем – произведения искусства ему часто дарили, стараясь заслужить его благоволение. Например, в салоне Геркулеса - самом большом салоне Версаля, где проводились дипломатические приёмы, находится полотно Веронезе «Ужин у Симона фарисея» - его передали королю венецианские послы, как подарок от Дожа. Картина просто огромна: почти 10 м в длину, и 4,5 м в высоту - она занимает всю стену салона.

Для того, чтобы украсить Версаль шедеврами мирового искусства, Людовик также приглашал художников и скульпторов к своему двору – некоторые из них даже устраивали нечто вроде соревнования, стараясь наилучшим образом изобразить короля. Сегодня в Версале можно видеть мраморный бюст Людовика XIV работы Жана Варена – современники считали его величайшим скульптором и сравнивали с древнегреческими мастерами.

Версаль был не только настоящей сокровищницей, но и культурно-развлекательным центром, как сказали бы сегодня: там давались балы, роскошные обеды и ужины с концертами, балетом и фейерверками, и самые настоящие театральные представления. Именно здесь ставились первые пьесы Мольера: Людовик был покровителем искусств, и сам хорошо играл на нескольких музыкальных инструментах.

Спектакли устраивали и во дворце, и в садах, среди красивых построек и статуй, у фонтанов и бассейнов – современников это восхищало. Лафонтен посвящал Версалю хвалебные стихи, описывая головокружительные чудеса и украшения его садов и парков – всё это можно увидеть и сегодня.


Версаль

Версаль уже давно стал музеем: это произошло в 1801 году, при Наполеоне Бонапарте, бывшем тогда первым консулом. К сожалению, во времена Великой французской революции практически вся мебель, созданная великими мастерами и представлявшая собой настоящие произведения искусства, была распродана, и теперешняя обстановка Версаля состоит из более поздних предметов. В те времена вообще случилось так, что Версаль стал своеобразным центром революции: Генеральные штаты в 1789 году собирались именно здесь, а осенью того же года дворец был захвачен бушующей толпой – дальнейшие события, весьма печальные для французской монархии, известны всему миру.

Население Версаля после этого стало уменьшаться: за последующие 35 лет его численность снизилась почти вдвое. Кроме мебели, из дворца вынесли и другие ценности; к счастью, само здание и его отделка практически не пострадали, так что после проведения восстановительных работ Версаль быстро превратили в музей.

И в XIX, и в XX веке в Версале продолжали происходить важные исторические события. Прусская армия захватывала Версаль несколько раз: дважды во время наполеоновских войн, и однажды во время войны 1870-71 гг., между Францией и Пруссией – тогда прусский король Вильгельм I даже сделал дворец своей резиденцией, и объявил Германию империей, а себя – императором.

О Версальском договоре 1919 года тоже можно прочитать в любом учебнике истории: он означал конец Первой мировой войны, и после этого международные отношения должны были развиваться – и какое-то время развивались – мирным путём.

Пережил Версаль и гитлеровскую оккупацию, и бомбёжки: несколько сотен человек погибли, но дворец и сады остались в целости и сохранности, и к концу лета 1944-го французские войска освободили своё национальное достояние. Можно сказать, что к этому времени для жителей многих стран Версаль действительно стал неотъемлемой частью французской нации, как и Париж, и Эйфелева башня, и многие другие уникальные достопримечательности.

Сегодня Версаль является административным центром департамента, созданного в 1968 году, и привлекает множество туристов из всех стран мира. Конечно, чаще всего посещают Версальский дворец и парки ценители искусства и культуры, историки и искусствоведы, но и обычному человеку обязательно стоит побывать здесь, и почувствовать, насколько это возможно, дух эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, сумевшего оставить потомкам это удивительное и уникальное произведение искусства.

Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна


Пей яблочный уксус и худей!

Сторонники подобной «уксусной» диеты говорят, что результаты применения яблочного уксуса видны уже через неделю. Аппетит – умеренный, да и лишние килограммы начинают таять, к тому же, кожа – выглядит великолепно...

Редакция журнала:

admin@inflora.ru

Администрация:

Катерина Касимова



Вся информация в женском журнале InFlora.ru носит информационный, а не рекомендательный характер. Проконсультируйтесь с врачом, не занимайтесь самолечением
Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.
Женский журнал InFlora.ru - диеты, похудение, красота, здоровье, мода, фитнес, отдых и туризм, женские энциклопедии
Реклама на сайте